thumb

С каким дном лучше выбрать рыболовную лодку? Плюсы и минусы

Сегодня магазины туристического снаряжения предлагают широкий ассортимент рыболовных лодок. Модели отличаются конструктивными особенностями, которые рекомендуется учитывать под различные задачи и личные предпочтения. Речь пойдет о сравнении типов дна.

Основные типы дна у рыболовных лодок

Большинство современных малоразмерных судов имеют надувной или жесткий пол, и это разделило владельцев на два лагеря.

Пайолы

Съемная жесткая конструкция, выполняется из морской фанеры различной толщины или алюминия. Для надежной фиксации пола применяют стрингеры.

выбор лодки для рыбалки

Пайолы выполняют функции:

  • защиты дна от повреждений;
  • создание ровной поверхности;
  • распределения нагрузки.

Есть варианты без удерживающих стрингеров — слань-книжки.

Надувное дно

Распространение получило надувное дно низкого давления НДНД. Первые образцы в виде вкладыша укладывались на натяжной пол и служили в большей степени для сохранения тепла ног. В дальнейшем производители интегрировали мягкое дно в лодку.

Стеклопластиковое (алюминиевое)

Рибы — комбинация пластикового дна и надувных баллонов ПВХ. Отличаются выраженным килевым днищем.

Конструкция может быть и сборной по принципу гибкой петли и стыка шип-паз, секции фиксируются страховочными болтами с резиновыми демпферами.

Особенности эксплуатации рыболовных лодок

Для сравнения рыболовных лодок с мотором с различным типом дна рассмотрим основные моменты, характерные при эксплуатации плавсредств.

Транспортировка и доставка до места сборки (рыбалки)

Рыболовные лодки ПВХ с разборными пайолами укладываются в двух сумках: отдельно ПВХ и отдельно складной пол. Две сумки — два места в багажнике. Не каждый рыбак сможет принести на себе одновременно две сумки до места сборки. Конечно, можно транспортировать лодку в собранном виде на крыше авто (как правило, если водоем близко) или прицепе.

Надувная рыболовная лодка с НДНД помещается в одну сумку. Если сравнивать лодки примерно одного класса с жесткими сланями и надувным полом, последние имеют преимущества, поскольку комплект легче на 10 – 15 кг.

Рибы транспортируются на крыше автомобиля или прицепе.

Сборка/разборка

Не будем категорично утверждать, что сборка пайолов — более затруднительный процесс по сравнению с накачкой баллонов и НДНД. Мнения индивидуальны.

Но разборка после похода, рыбалки пола-книжки зачастую более затяжная и трудоемкая. В пространство между стрингерами и баллонами может забиться песок, мелкий сор, глина и чешуя. Все это необходимо очистить и затем разобрать конструкцию. А если процесс выполняется в условиях минусовых температур — надувное дно выступает явным фаворитом.

Глубина кокпита

Показатель затрагивает безопасность, влияет на комфортное нахождение в лодке. Большинство моделей с НДНД приподнимают центр тяжести стоящего рыбака именно из-за надувного пола, что сказывается на устойчивости в условиях качки.

Выступающие внутрь баллоны рибов существенно скрадывают пространство, поэтому полезный объем меньше, чем у надувных аналогов из ПВХ.

Спуск на воду

При наличии удобного слипа или транцевых колес принципиальной разницы спуска на воду любого малоразмерного судна нет.

Также примерно одинаковы энергозатраты ручного подтаскивания ПВХ с пайолами или НДНД, если земля ровная и урез воды поблизости.

Если на пути кустарник или крутой спуск, модели с надувным днищем предпочтительнее для ручного перемещения из-за меньшего веса.

Остойчивость на воде и мореходные качества

Когда лодки на воде, вес выходит на второй план и в первую очередь важна остойчивость — способность противостоять внешним силам, вызывающим крен или дифферент и возвращаться в состояние равновесия после прекращения действия внешних сил.

И здесь, благодаря, низким надувным бортам, которые минимизируют удары волн, безоговорочное преимущество рибов. А килевидная V-образная форма днища уверенно разрезает водную гладь в непогоду, обеспечивает высокую курсовую устойчивость и комфортное плавное прохождение относительно высоких гребней.

На второе место выходят лодки с НДНД, которое также имеет килевидность. И замыкают тройку «плоскодонки» сборных пайолов, при хорошем ударе в нос судна могут согнуться стрингера, а фанерные секции сломаться.

Безопасность на воде

Лодки с НДНД имеют на одну воздушную камеру больше — это само дно, независимое от состояния бортов.

Пластиковое днище комбинированных плавсредств может легко повредиться камнями, затопленными корягами в случае неаккуратной швартовки, боится острых кромок льда.

Безопасное размещения судна недалеко от рыбацкого или туристического лагеря также важно, особенно в продолжительных выходах. Если надувную ПВХ можно вытащить на берег, то глубоководная осадка рибов может стать причиной поиска подходящего причала вдали от берегового бивуака.

Рыбалка на горных мелководных речушках с порогами и камнями рекомендуется на моделях с НДНД. Нагрузка на составной пол и стрингеры может стать для них критичной.

Отведение воды из кокпита

В случае захлеста волн вовнутрь или проливного дождя предусмотрен сливной клапан.

На рибах он устанавливается в транце. В сборном полу сливник находится ниже уровня пайолов и вода на них не накапливается.

В моделях НДНД сливной клапан расположен выше уровня пола, поскольку выполнить иначе невозможно. Поэтому вода в кокпите в таких случаях присутствует всегда.

Защита пола от острых предметов

И здесь пластиковый корпус рибов вне конкуренции. Жесткие пайолы способны выдержать случайное падение небольшого якоря с острыми зацепами. Для НДНД упавшие блесна и крючки не приговор в случае использования защитного коврика EVA.

Кроме того, его наличие упростит уборку в лодке по завершении рыбалки.

Использование моторов

При движении на рыболовной моторной лодке свыше 25 л.с. НДНД может выгибаться из-за сопротивляемости днища воде. А жесткость пола зависит только от степени накачки, которую превышать нельзя.

Эксплуатация в жару

ПВХ, как материал, присутствует во всех баллонах рассматриваемых лодок и ему присущ существенный недостаток: старение ткани, образование микропор, потеря эластичности швов из-за воздействия солнечных лучей. Кроме того, возможен чрезмерный нагрев воздуха в баллонах. Особенность НДНД — рабочее давление: бортов 0,25 атм, пол накачивается до 0,35 атм.

Для стравливания избыточного давления при нагреве надувных рыболовных лодок ПВХ предусмотрены специальные клапаны. Хорошо это или плохо — вопрос для многих спорный.

Лодку с каким дном выбрать?

Если вы часто выезжаете на рыбалку, вам важна минимальная парусность и устойчивость жесткого пола при ловле стоя, имеете прицеп и хороший слип, ваш выбор — модели пайольного типа дна.

Если рыбалка, речные выходы носят однодневный характер утром собрали, вечером разобрали, обратите внимание на модели с НДНД.

Нет смысла приобретать дорогостоящий риб для спокойных речных водоемов. Мореходные качества заявляют этот класс малоразмерных судов для морской рыбалки и продолжительных путешествий. Однако будьте готовы хранить лодку на специализированных причалах, транспортировать на надежном прицепе. Также потребуется обработка днища антифоулинговыми средствами с целью предотвращения обрастания дна органикой.