С каким дном лучше выбрать рыболовную лодку? Плюсы и минусы
Сегодня магазины туристического снаряжения предлагают широкий ассортимент рыболовных лодок. Модели отличаются конструктивными особенностями, которые рекомендуется учитывать под различные задачи и личные предпочтения. Речь пойдет о сравнении типов дна.
Основные типы дна у рыболовных лодок
Большинство современных малоразмерных судов имеют надувной или жесткий пол, и это разделило владельцев на два лагеря.
Пайолы
Съемная жесткая конструкция, выполняется из морской фанеры различной толщины или алюминия. Для надежной фиксации пола применяют стрингеры.
Пайолы выполняют функции:
- защиты дна от повреждений;
- создание ровной поверхности;
- распределения нагрузки.
Есть варианты без удерживающих стрингеров — слань-книжки.
Надувное дно
Распространение получило надувное дно низкого давления НДНД. Первые образцы в виде вкладыша укладывались на натяжной пол и служили в большей степени для сохранения тепла ног. В дальнейшем производители интегрировали мягкое дно в лодку.
Стеклопластиковое (алюминиевое)
Рибы — комбинация пластикового дна и надувных баллонов ПВХ. Отличаются выраженным килевым днищем.
Конструкция может быть и сборной по принципу гибкой петли и стыка шип-паз, секции фиксируются страховочными болтами с резиновыми демпферами.
Особенности эксплуатации рыболовных лодок
Для сравнения рыболовных лодок с мотором с различным типом дна рассмотрим основные моменты, характерные при эксплуатации плавсредств.
Транспортировка и доставка до места сборки (рыбалки)
Рыболовные лодки ПВХ с разборными пайолами укладываются в двух сумках: отдельно ПВХ и отдельно складной пол. Две сумки — два места в багажнике. Не каждый рыбак сможет принести на себе одновременно две сумки до места сборки. Конечно, можно транспортировать лодку в собранном виде на крыше авто (как правило, если водоем близко) или прицепе.
Надувная рыболовная лодка с НДНД помещается в одну сумку. Если сравнивать лодки примерно одного класса с жесткими сланями и надувным полом, последние имеют преимущества, поскольку комплект легче на 10 – 15 кг.
Рибы транспортируются на крыше автомобиля или прицепе.
Сборка/разборка
Не будем категорично утверждать, что сборка пайолов — более затруднительный процесс по сравнению с накачкой баллонов и НДНД. Мнения индивидуальны.
Но разборка после похода, рыбалки пола-книжки зачастую более затяжная и трудоемкая. В пространство между стрингерами и баллонами может забиться песок, мелкий сор, глина и чешуя. Все это необходимо очистить и затем разобрать конструкцию. А если процесс выполняется в условиях минусовых температур — надувное дно выступает явным фаворитом.
Глубина кокпита
Показатель затрагивает безопасность, влияет на комфортное нахождение в лодке. Большинство моделей с НДНД приподнимают центр тяжести стоящего рыбака именно из-за надувного пола, что сказывается на устойчивости в условиях качки.
Выступающие внутрь баллоны рибов существенно скрадывают пространство, поэтому полезный объем меньше, чем у надувных аналогов из ПВХ.
Спуск на воду
При наличии удобного слипа или транцевых колес принципиальной разницы спуска на воду любого малоразмерного судна нет.
Также примерно одинаковы энергозатраты ручного подтаскивания ПВХ с пайолами или НДНД, если земля ровная и урез воды поблизости.
Если на пути кустарник или крутой спуск, модели с надувным днищем предпочтительнее для ручного перемещения из-за меньшего веса.
Остойчивость на воде и мореходные качества
Когда лодки на воде, вес выходит на второй план и в первую очередь важна остойчивость — способность противостоять внешним силам, вызывающим крен или дифферент и возвращаться в состояние равновесия после прекращения действия внешних сил.
И здесь, благодаря, низким надувным бортам, которые минимизируют удары волн, безоговорочное преимущество рибов. А килевидная V-образная форма днища уверенно разрезает водную гладь в непогоду, обеспечивает высокую курсовую устойчивость и комфортное плавное прохождение относительно высоких гребней.
На второе место выходят лодки с НДНД, которое также имеет килевидность. И замыкают тройку «плоскодонки» сборных пайолов, при хорошем ударе в нос судна могут согнуться стрингера, а фанерные секции сломаться.
Безопасность на воде
Лодки с НДНД имеют на одну воздушную камеру больше — это само дно, независимое от состояния бортов.
Пластиковое днище комбинированных плавсредств может легко повредиться камнями, затопленными корягами в случае неаккуратной швартовки, боится острых кромок льда.
Безопасное размещения судна недалеко от рыбацкого или туристического лагеря также важно, особенно в продолжительных выходах. Если надувную ПВХ можно вытащить на берег, то глубоководная осадка рибов может стать причиной поиска подходящего причала вдали от берегового бивуака.
Рыбалка на горных мелководных речушках с порогами и камнями рекомендуется на моделях с НДНД. Нагрузка на составной пол и стрингеры может стать для них критичной.
Отведение воды из кокпита
В случае захлеста волн вовнутрь или проливного дождя предусмотрен сливной клапан.
На рибах он устанавливается в транце. В сборном полу сливник находится ниже уровня пайолов и вода на них не накапливается.
В моделях НДНД сливной клапан расположен выше уровня пола, поскольку выполнить иначе невозможно. Поэтому вода в кокпите в таких случаях присутствует всегда.
Защита пола от острых предметов
И здесь пластиковый корпус рибов вне конкуренции. Жесткие пайолы способны выдержать случайное падение небольшого якоря с острыми зацепами. Для НДНД упавшие блесна и крючки не приговор в случае использования защитного коврика EVA.
Кроме того, его наличие упростит уборку в лодке по завершении рыбалки.
Использование моторов
При движении на рыболовной моторной лодке свыше 25 л.с. НДНД может выгибаться из-за сопротивляемости днища воде. А жесткость пола зависит только от степени накачки, которую превышать нельзя.
Эксплуатация в жару
ПВХ, как материал, присутствует во всех баллонах рассматриваемых лодок и ему присущ существенный недостаток: старение ткани, образование микропор, потеря эластичности швов из-за воздействия солнечных лучей. Кроме того, возможен чрезмерный нагрев воздуха в баллонах. Особенность НДНД — рабочее давление: бортов 0,25 атм, пол накачивается до 0,35 атм.
Для стравливания избыточного давления при нагреве надувных рыболовных лодок ПВХ предусмотрены специальные клапаны. Хорошо это или плохо — вопрос для многих спорный.
Лодку с каким дном выбрать?
Если вы часто выезжаете на рыбалку, вам важна минимальная парусность и устойчивость жесткого пола при ловле стоя, имеете прицеп и хороший слип, ваш выбор — модели пайольного типа дна.
Если рыбалка, речные выходы носят однодневный характер утром собрали, вечером разобрали, обратите внимание на модели с НДНД.
Нет смысла приобретать дорогостоящий риб для спокойных речных водоемов. Мореходные качества заявляют этот класс малоразмерных судов для морской рыбалки и продолжительных путешествий. Однако будьте готовы хранить лодку на специализированных причалах, транспортировать на надежном прицепе. Также потребуется обработка днища антифоулинговыми средствами с целью предотвращения обрастания дна органикой.