
Как выбрать якорь
С приобретением плавсредства для рыбалки, охоты или прогулок запускается процесс укомплектования его различным снаряжением и оборудованием: мотором, транцем, лебедкой, держателями для спиннинга и др.
В список такого снаряжения рекомендуется включить и якорь. На что обратить внимание при выборе, распространенные конструкции и модели можно узнать из статьи.
Критерии и условия выбора
Якорь — элемент безопасности. И недостаточно просто купить и бросать его для якорения. Основной показатель снаряжения — удерживающая сила, которая зависит от следующих факторов и условий:
- массы самого якоря и лодки;
- длины судна;
- особенностей конструкции якоря;
- типа дна водоема;
- скорости течения.
В большинстве — это постоянные составляющие, но нужно еще учитывать и такие условия, как: силу и направление ветра, место рейда (открытая вода или бухта, заливчик, затока и др.)
Как выбрать вес якоря? Известны два простых способа:
- на 1 м длины лодки — 1 кг массы якоря, например, для лодки ПВХ длиной 2 м нужен якорь не менее 2 кг;
- масса якоря =10% от водоизмещения лодки с полной нагрузкой — для малоразмерного судна водоизмещением 700 кг применим якорь не менее 7 кг.
Это примерные расчеты минимальной массы якоря для спокойных условий: стоячий водоем, слабое течение, отсутствие волн и ветра.
Распространенные конструкции лодочных якорей
Знание особенностей конструкции и применения различных моделей поможет определиться с выбором.
Холла
Можно сказать, что это один из первых якорей, созданный в 1885 г. англичанином, капитаном Королевского Флота Холлом. Уникальность изобретения того времени была в конструкции: качающиеся на оси плоские лапы. Благодаря этому, якорь быстро входит в песчаное дно и обладает значительной удерживающей силой.
Лапы современного снаряжение покрыты полимерной пленкой, тем самым снижается риск повреждения баллонов и днища ПВХ.
Якорь подойдет для чистого песчаного дна, а в рыхлом грунте и на камнях малоэффективен. Есть еще существенный недостаток — тяга в сторону даже на небольшой угол может попросту вырвать лапы из зацепа.
Якорь Холла для малоразмерных судов с жестким настилом в условиях течения.
Денфорта
Считается модификацией якоря Холла, поскольку применена однотипная конструкция. Но отличается близко расположенными длинными и плоскими лапами. Это способствует при весе всего 2 кг прочному удержанию судна до 100 кг. Однако якорь громоздкий, занимает достаточно много места кокпита.
Снаряжение малоразмерного катера и яхты с автоматической лебедкой, для якорения на илистом и песчаном дне.
Кошка
Самая распространенная модель владельцев надувных лодок. Масса якоря от 2 до 12 кг позволяет использовать его для всех лодок ПВХ в качестве основного и для малоразмерных катеров и яхт в качестве дублирующего.
Якорь небольших размеров, удобен в перевозке, а складная конструкция исключает повреждение надувных бортов. Широко расставленные лапы хорошо удерживают на песчаном и глинистом дне, несколько хуже на каменистом. В условиях закоряженного дна значителен риск неизвлекаемого зацепа.
Гриб
Компактный якорь-незацепляйка для лодок ПВХ, используется на илистом или рыхлом грунте, удержит на камнях. Им невозможно повредить прорезиненную ткань, поэтому перевозится даже на мягком днище.
Удобство вытаскивания создают отверстия «шляпки», за счет которых снаряжение проходит сквозь толщу воды. Но при сильном течении и ветре (парусности лодки) якорь может смещаться на твердом грунте из-за незначительной площади плоской подошвы.
При выборе подходящей конструкции якоря необходимо учитывать особенности дна водоема, характеристики плавсредства и условия рыбалки.
Для надувных лодок актуальны компактные модели с минимальным риском повреждения бортов и днища НДНД, НДВД: якоря «кошка» и «гриб». На малоразмерных катерах, яхтах рекомендованы модели для использования с ручными и автоматическими лебедками: якоря Холла, Денфорта и аналогичной конструкции.
Комментарии